Новости

«Клонов было запущено уже десятки». Глава BlaBlaCar в России — о Mail.ru Group, незаконном шеринге и сызраньских машинистах

Автор Дата 25.05.2017

Предлагать себя райдшеринга в России становится всё цивилизованнее и популярнее. Основную долю рынка занимается французская штабель BlaBlaCar, однако в начале года российский холдинг Mail.ru Group запустил специфический проект в этой нише и начал агрессивное товаропродвижение. «Роем!» поговорил с Алексеем Лазоренко, руководителем BlaBlaCar в России и Украине, о честной и нечестной конкуренции с Mail.ru Group, о продаже «Подорожников» и переходе в BlaBlaCar, незаконном шеринге и сызраньских машинистах.

Лёша Лазоренко, глава BlaBlaCar в России и Украине. Отпечаток предоставлено пресс-службой

Вы руководили «Подорожниками» только-только больше трёх лет. Чуть больше трёх полет назад его купил BlaBlaCar. Как отличаются сии два периода?

Кардинально разные периоды. Во век «Подорожников» мы пытались уяснить, как выжить и получить хоть какой-в таком случае трекшн. Не было уверенности в завтрашнем дне и понимания, будут ли финансы, чтобы платить людям зарплату через полгода. Полная неопределительность с экспертизой, с правильными каналами привлечения. Была всего-навсе фанатичная вера в идею, в то, который наш продукт обязательно заработает (от пустословие работа) и огромное желание идти до конца из всех сил.

В рамках BlaBlaCar появились отчётливость и понимание, которые нам дали наши паче опытные партнеры. Это уже был настоящий дело, где нужно было решать вопросы, как масштабироваться сверху нужную аудиторию, как это делать в точности в рамках нашего брендбука и стратегии и т. д. У нас появилась консультация и ресурсы, и мы научились снижаться, как правильно эти ресурсы тратить.

TheRunet писал, чисто ваш инвестор Аркадий Морейнис поставил задачу продаться крупному игроку к 2014 году…

Такой-сякой(-этакий) задачи никогда не стояло ни у Аркадия, ни у нас. В всяком случае он их малограмотный озвучивал. Это фантазии журналистов. Я писал об этом в Ain.ua задолго до инвестиций Морейниса — я предполагал, почему продажа проекта крупному игроку может быть отличным сценарием, и я истинно озвучивал 2014 год. Удивительно, что я неведомо зачем предсказал развитие событий.

Вообще, до вводные положения общения с BlaBlaCar мы и мало-: неграмотный думали, что такой сценарий может быть реализован. Ты да я всего лишь искали очередной раунд инвестиций, я обратился в запас Accel Partners. Оказалось, что они уже инвестировали в BlaBlaCar, и сообщник фонда предложил мне обсудить с BlaBlaCar, во вкусе мы могли бы объединить активность. Но, повторяю, это не было изначальным планом, ты да я всего лишь искали деньги для развития и в BlaBlaCar напрямую десятая спица не обращался и даже не планировал. Нас познакомили инвесторы, и по чести сделали.

Вы тестировали монетизацию BlaBlaCar в России с через комиссии. Как прошло?

Мы тестировали монетизацию в изм полугода на одном участке — посередь городами Екатеринбург и Челябинск. На оный момент это был средний по популярности поезд, чуть выше среднего. Надо признаться, эксперимент был удачным. Результаты оказались даст сто , чем мы ожидали. Мы никак не заметили существенного проседания в поездках. Людской) готовы были платить. Конечно, была порция негатива, благодаря чего что не всем нравятся сервисные приготовление, но это было ожидаемо и окейно. Однако в основном были нейтральные и инда положительные отзывы. Особенно от водителей. Тяжба в том, что во время теста транзитник сразу оплачивал сервисный сбор и процент отказавшихся с поездки в последний момент упал задолго. Ant. с минимума. Дисциплина со стороны пассажиров была получи и распишись максимуме. Нам до сих пор водители с этих городов пишут и просят возвернуть взад все как было.

В общем, мы получили необходимые данное. Теперь будем думать, что делать дальше. У нас перевелся задачи монетизировать сервис как можно скорее. Тем побольше, учитывая конкуренцию на российском рынке, о которой автор ещё, видимо, поговорим. Главная задача неотлагательно — продолжать формировать сообщество надежных и проверенных любителей междугородних автомобильных поездок.

Вдоль итогам тестов: насколько маржинальна может состоять услуга райдшеринга в России?

Монетизировать райдшеринг хоть множеством разных способов и сервисный сбор — всего лишь один из них. А может жить(-быть еще и подписка, и работа с корпоративным сегментом, и партнерства с большими мероприятиями, и т. д. Бесчисленно разных способов. Если грамотно скомпоновать все сии модели, то можно действительно неплохо снискивать пропитание. Сервисный сбор — это модель, которая используется BlaBlaCar в Западной Европе. Симпатия позволяет компании развиваться не как стартапу (в нашем привычном понимании сего слова), но как бизнесу. С такого порядка моделью можно быть очень прибыльным, естественно, близ условии, что есть приличная аудитория.

Вообще, кабы бы у нас была цель находиться прибыльными, мы бы давно поуже стали такими. Но сейчас все червонцы, которые мы зарабатываем, мы реинвестируем в кругозор — на данном этапе сие важнее.

Что у вас с другими способами заработка, которые ваша милость перечислили?

Мы проводили подобные эксперименты для пути становления BlaBlaCar в разных странах. Невыгодный исключено, что к каким-то с них мы еще вернемся. Инда если посмотреть на опыт «Подорожников», ведь корпоративные клиенты пришли к нам самочки, хотя мы изначально не планировали сего делать. К нам обратились сразу две крупные IT-компании, «Крок» с России и Ciklum из Украины, и попросили сформировать такое коробочное решение, которое позволило бы их сотрудникам съезжаться в офисы изо разных концов города, экономить на паркинге, сильнее общаться и так далее. Они платили следовать лицензию плюс месячную подписку, и сие было очень неплохо по деньгам. Позднее мы общались с другими крупными корпоративными клиентами, включительно даже Ikea.

BlaBlaCar тоже прошёл этот остановка b2b-экспериментов, но в какой-то дни пришло понимание, что компания стала разработчиком индивидуальных решений, а неважный (=маловажный) платформы, т.к. запросы бизнес-клиентов могут усильно разниться. Быть разработчиком индивидуальных решений при таком масштабе — сие неподъёмная ноша: сложно стандартизировать услугу и петляво масштабировать. Поэтому было решено сфокусироваться на c2c-продукте.

Сообразно условиям слияния с BlaBlaCar «Подорожники» должны были раскрутить развитие направления для корпоративных клиентов. Мы должны были зафонарить так, чтобы максимально гармонично интегрироваться в существующую компанию.

В таком случае есть модель интересная, но симпатия плохо подходит для компании с глобальными амбициями. Я думаю, что-нибудь ещё появятся райдшеринговые сервисы, которые будут гнуть горб на корпоративный сегмент в рамках России неужели другой страны. Это отличное направление.

Учитывая весь век те изменения с компанией, про которые ваша сестра говорили, вы чувствуете, что рассейский и украинский бизнес остаётся вашим детищем, каким были «Подорожники»?

BlaBlaCar сменил «Подорожники» в моём восприятии беда гармонично. У меня абсолютно те а эмоции, трепетное отношение и любовь к бренду. Я вижу отдачу через нашей деятельности, мне нравится видеть, какую пользу автор несем людям. Мы меняем общность: делаем его более открытым, мобильным и эффективным. Сполна позитив, который мы несём, приносит глубокое личное угождение. Те мечты, которые были у нас в «Подорожниках», ты да я воплощаем сейчас, и это очень здорово.

Что нужно было сделать, чтобы французское рецепт не захотело сменить Алексея Лазоренко для другого руководителя?

Продолжать в том а духе. В первую очередь у меня получилось скопить очень классную команду: и в России, и в Украине. У этой команды горят моргалы, и они на 100% верят в в таком случае, что делают. Эти люди были профессионалами в каких-ведь своих областях, теперь они профи в райдшеринге. Хотя область «райдшеринга» — сие что-то совершенно новое. Никто до нас возьми территории России и Украины не добивался тех результатов, которых добились я. Райдшеринг стал нормой жизни для миллионов людей.

На сегодняшний день Россия для BlaBlaCar — один изо самых быстрорастущих и важных регионов, учитывая так, как быстро здесь прижилась модель. Скажу по душам, когда мы вели переговоры по поглощению, у BlaBlaCar было (вагон сомнений по региону. Были определённые стереотипы, оборона русских и украинцев думали, что они чудо) как замкнутые в себе, неприветливые друг к другу. Были опасения, а люди не захотят никого пускать в шины, потому что «я его купил, сие моя собственность и никто посторонний мне тогда не нужен». А мы безгранично быстро доказали абсолютно обратное. Люди готовы завозить друг друга, рады общению, новому опыту.

Что же BlaBlaLines запускают не на российском рынке?

До этого (времени мы запустили этот продукт во Франции, а не исключаем, что рано река поздно он появится и в России. Превыше комментариев пока дать не могу, же я лично очень верю в эту проплазма. Если все получится во Франции, благодаря чего потом не попробовать и в России?

Нежели Россия отличается для BlaBlaCar от других стран?

Технических отличий отнюдь не так много. Дистанции чуть длиннее, однако география поездок не сильно отличается ото европейских стран. Имею ввиду, что невзирая на огромные размеры страны, основная посетители, как и население, сосредоточена в треугольнике посредь Санкт-Петербургом, Краснодаром и Екатеринбургом, где концентрация населения и городов не так стрела-змея радикально отличается от Европы.

С точки зрения поведения пользователей и ментальных особенностей отличий в свою очередь не так уж много. Единственная рубеж, которая присуща нашему человеку, — весь делать в последнюю минуту. Водители публикуют поездки невыгодный за 5 дней, как в Германии, а после сутки или даже за пару часов. Пользователи бронируют как и максимум за день-два.

Сызраньские машинисты возят попутчиков от BlaBlaCar и поят их чаем. Сие не отличие России?

Смешная история, которая мало-: неграмотный получила подтверждения. Мы общались с редактором, некоторый опубликовал историю. С ним же общалась местная сигуранца, насколько я понимаю. Шума было много, говорили, что-то мы сделали классный вирусный PR. Однако не мы запустили эту «утку». Наш брат обязаны были отреагировать, провели внутреннее разбирать. Думаю, инструкции безопасности у наших машинистов такие а строгие, как и у их европейских коллег. Что-то около что здесь тоже вряд ли русские запредельно отличаются от французов или немцев.

Я (нет раз ездил поездом Москва-Махачкала и наоборот и видел студентов между Астраханью и Дагестаном, которые ездят в горизонтальном положении на третьих полках, сидя в проходе нате вёдрах и расплачиваются наличкой с проводниками, хоть это тоже незаконно.

Да, в России жрать много разного «шеринга» — законного и невыгодный очень. Но если бы была хорошая бюджетная вопрос, то эти студенты не стали бы выпускать взятки и нарушать закон. Просто транспортная инфраструктура несовершенна. С одной стороны — сие неправильно и нужно исправлять. С другой — позже чему же удивляться?

Россия — Вотан из самых быстрорастущих рынков для BlaBlaCar, будто в компании. Около 95% всех райдшеринговых поездок в этом месте происходит через них. За первые 10 месяцев работы дальше покупки «Подорожников» BlaBlaCar обрёл лучший миллион пользователей в России, а в 2016 году новехонький миллион попутчиков появился только за раннелетний период. Всего здесь у сервиса несколько миллионов пользователей.

Привыкли к клонам

Mail.ru Group запустил BeepCar. Беспредельно или не очень?

(смеётся) Бояться безвыгодный имеет смысла, потому что страх — сие деструктивное чувство, которое тебя сожрёт и нуль не оставит. На самом деле клонов BlaBlaCar было запущено сейчас десятки и сотни в разных странах, автор к этому привыкли. Абсолютное большинство изо них оказались неуспешными. Безусловно, мы приставки не- можем недооценивать масштабы и возможности Mail.ru Group. Всё же можем констатировать, что по-прежнему продолжаем прозябать, и даже быстрее плана, который был составлен давно до появления этого клона.

Нет причин болеть душой. Российский рынок — он точно большой. В России почти 150 млн человечек. Если добиться хотя бы такого но проникновения услуги, как во Франции, в таком случае, возможно, тут смогут развиваться даже больше, нежели два игрока.

Есть ещё такой момент, зачем BlaBlaCar — это, прежде всего, маловыгодный сайт, не технологии, а коммьюнити, так есть сообщество пользователей. Это люди, которые в установка нескольких лет формировали свою репутацию на сервисе, оценивали кореш друга, помогали друг другу и становились постольку поскольку чего-то большего. Главный вопрос райдшеринга — (языко сделать так, чтобы люди стали доверять доброжелатель другу и рекомендовать сервис друзьям? Только между тем этот снежный ком начнёт расти.

Для просто-напросто этого требуются не только финансовые репертуар, а время. Частота поездок BlaBlaCar — сие не 2 поездки в день, как у Uber либо Яндекс.Такси. Это несколько поездок в диск) или даже в год. Поэтому репутация и неминуемость пользователя не формируется быстро. Просто запуститься, испачкать рынок рекламными деньгами и развесить везде баннеры — сие не тот способ, с помощью которого разом всё заработает. Безусловно какая-то активность закругляйтесь, но качество будет вызывать сомнения.

«Рождение Beepcar оказало позитивный эффект: райдшеринг как видеоуслуга стал более известен и в последние недели автор увидели рост спроса как со стороны водителей, в) такой степени и со стороны клиентов», — сказали вас Les Echos. Можно в цифрах?

Цифры, к сожалению, наш брат не можем раскрывать — такова курс центрального офиса, и мы с ней согласны. Же действительно, когда был пик PR-активности Mail.ru Group условно запуска нового продукта, то мы увидели приращение пользователей — он был малограмотный взрывной, не в два раза, хотя заметный.

Очевидно, что нельзя узнать относительно райдшеринг Mail.ru Group, и при этом каким-ведь чудом не столкнуться с BlaBlaCar. Наша сестра уже превращаемся в нарицательное понятие: человечество все чаще используют такие слова как «блаблакарить», «блаблакарщик». В общем, бякать громко про совместные поездки так, чтобы кадр(ы) не узнали при этом о BlaBlaCar, — не под силу.

Ваш прогноз: сколько MRG может работать и маловыгодный зарабатывать на BeepCar?

Сложно предсказывать. С одной стороны, финансовые возможности Mail.ru Group позволяют десяток парение не зарабатывать на сервисе. С другого пошиба — это всё-таки бизнес, видно, райдшеринг им не интересен без усилий как благородная миссия.

Мы понимаем их юнит-экономику, же очень грубо. Очевидно, что для нас user acquisition обходится в разы подешевле, сегодня уже большая аудитории приходит органически. Ради BeepCar сейчас совершенно другая ситуация: они вкладывают (вагон денег в direct marketing, direct acquisition. Ежели два года они будут работать бесплатно, так для меня это будет показателем, сколько для них всё серьёзно.

Коммьюнити-менеджер блабла мало-: неграмотный дремлет в отзывах в под приложением Beepcar, А вам считаете корректным писать гадости под приложениями конкурентов?

Децернент BeepCar Анна Артамонова в своём «Фейсбуке» неважный (=маловажный) единожды писала про BlaBlaCar. Например, в новейший раз она обратила внимание, что ваш коммьюнити-предприниматель написала негативный отзыв на их служба. Вы пожурили свою сотрудницу, чтобы возлюбленная больше так не делала?

Да блистает своим отсутствием, конечно. Никто никого не журил. Сие была личная оценка пользователя, она честно попыталась использовать в своих целях сервисом, и у неё не получилось. Симпатия поступала как частный пользователь, а не в качестве кого представитель нашей компании.

Что касается некой агрессии со стороны Mail.ru, ведь нам действительно кажется, что часто их образ действий, мягко говоря, не совсем этичны. Да это их право и их поведение. Мы не пытаемся расплачиваться с ними пирушка же монетой.

Вы чувствуете себя McDonald’s, тот или иной давно пришёл на российский рынок, а поблизости молодой и дерзкий Burger King адресует вы рекламу из наггетсов?

(смеётся) Ну кто в отсутствии, здесь история на порядок более деликатная. Ми кажется, это больше частные эмоциональные выпады. Хоть бы некоторые их методы нам непонятны. В частности, они кардинально перекрыли нам рекламу на своих площадках.

MyTarget, «ВКонтакте», «Одноклассники»?

Алло. Такой подход вызывает недоумение и вопросы. Они просто безграмотный пускают нас рекламироваться на сих площадках, модераторы не пропускают наш контент безо внятных аргументаций. Для нас это непонятно. Таковой себе бизнес по-русски, привет из 90-х. Окей, противоборство есть конкуренция.

Чёрт с ней, с этикой. Какие ваша милость шаги предприняли для конкуренции с BeepCar?

Безвыгодный могу рассказывать все внутренние процессы, однако ещё раз подчеркну, что, несмотря для появление клона BlaBlaCar, у нас прогресс и рост идёт по плану.

Как-нибуд испугается РЖД

Вы два года отворотти-поворотти писали: «Если выхватить из толпы первого попавшего француза и заломить его, как можно дешево поехать из Лиона в Мекка) (мировой) моды, он не задумываясь предложит вы райдшеринг». Что будет, если спросить первого попавшегося русского, чисто добраться из Твери в Москву?

Если только спросите, «Как добраться быстро и благоприятно?» и это будет человек в возрасте ото 25 до 35, то с вероятностью 50% симпатия назовет BlaBlaCar. По нашим исследованиям brand awareness чувствительно увеличился за последние полтора года. Так однозначно — это не 100%. Единаче есть куда расти, мы пока безлюдный (=малолюдный) достигли такого проникновения, как во Франции. Буферный) запас есть на три-четыре года.

Эту цитату я взял с текста, где вы говорите, почему железнодорожная компания SNCF проигрывает BlaBlaCar во Франции. Яко нужно сделать, чтобы вас боялся и РЖД?

Я мало-: неграмотный говорил о том, что SNCF нам проигрывает. Я говорил о книжка, что SNCF не может не просчитываться с растущей популярностью райдшеринга, в том числе предоставляемого BlaBlaCar, крат компания сама запускает свой райдшеринговый сервис.

Много значит отметить, что BlaBlaCar вряд ли вс влияет на частоту использования других видов транспорта в России, дьявол лишь добавляет мобильности людям. Люди мало-: неграмотный отказываются от поездов и самолётов, они без усилий открывают для себя новый дополнительный способ путешествий средь городами, особенно, например, когда им безвыгодный подходит расписание, или цена, или невзыскательно нет билетов. Мы делаем людей побольше мобильными, увеличиваем частоту поездок.

BlaBlaCar удобен на поездок длинной до 8−10 часов. Коль (скоро) больше — лучше воспользоваться поездом — дозволяется поспать в горизонтальном положении, пройтись по вагону. Кабы совсем большое расстояние — конечно но, предпочтение самолету.

BlaBlaCar — сервис на определенного типа поездок на расстояния определенной длинны, потому ядро людей, которые пользуются другими видами транспорта, сохранится и никуда малограмотный денется. Кто знает, может однажды народиться и BlaBlaBoat, и BlaBlaPlane, и BlaBlaTrain, а пока что наша специализация — сие только автомобильные поездки.

Источник: roem.ru