Новости

Симки, VPN, СМИ. Что зарегулировали депутаты перед уходом на каникулы

Автор Дата 22.08.2017

Эксперты стратегического консалтинга в сфере интеллектуальной собственности Claims Гоша Невзоров и Анастасия Кузнецова по просьбе «Роем!» проанализировали принятые вслед за последнее время законы, касающиеся ИТ, интернета и медиа. В основном российские законодатели запрещали и ужесточали действующие символ веры, а если и разрешали что-то новое, ведь с серьезными ограничениями, как это было с законом о телемедицине.

Начало о мессенджерах

Широко обсуждавшийся с момента внесения законопроекта в мае 2017 годы запрет анонимного использования мессенджеров обернулся целым «букетом» обязанностей на так называемых организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями. В) такой степени, организатор сервиса обязан осуществлять идентификацию пользователей точно по абонентскому номеру на основании договора с операторами узы, осуществлять оперативное пресечение использования сервиса для передачи пользователем незаконной информации (24 часа с момента получения спрос уполномоченного органа исполнительной власти).


Создателю Telegram Павлу Дурову посчастливилось отбить первую атаку «Роскомнадзора», требовавшего явить. Ant. закрыть доступ к переписке пользователей

Кроме того, организаторы должны снабдить возможность использования сервисов для передачи сообщений соответственно инициативе государственных органов, а пользователи получили подходяще закрепленную возможность вносить других пользователей в «черновой список» — в мессенджерах должна находиться обеспечена возможность отказа пользователей от получения сообщений ото других пользователей.

Дополнительно подчеркивается обязанность за обеспечению конфиденциальности передаваемой пользователями информации, что-нибудь, безусловно, не означает невозможность государства востребовать к ней доступ на предусмотренных законом основаниях. Стоит только отметить, что перечисленные обязанности являются дополнительными к тем, которые сейчас установлены законом для любого организатора распространения информации в мережа.

Законопроект предполагает, что до 1 января 2018 возраст Правительство должно разработать и принять как диета идентификации пользователей, так и правила ограничения потенциал использования мессенджера для передачи незаконной информации конкретными пользователями. Власти предержащие также определит случаи, когда организаторы будут обязаны мало-: неграмотный допускать использование своего сервиса конкретным пользователям.

Данная формулировка принятого законопроекта является больше всего размытой, поскольку не содержит никаких критериев определения таких пользователей, а колея и последствия ее принятия станут побольше понятными только после принятия соответствующего акта Правительства. Вопреки на высказывания авторов законопроекта о том, чисто соответствующие действия будут осуществляться по решению свида, в самой норме подобного уточнения не содержится.

С любопытством, что в ходе работы над законопроектом в заключении профильного комитета государственной думы отмечалось, кое-что на данный момент многие мессенджеры идентифицируют своих пользователей лишенный чего использования абонентского номера, в связи с нежели «требует дополнительного обсуждения вопрос идентификации таких пользователей точно по номеру телефона».

Учитывая, что в принятой в третьем чтении редакции законопроекта пользователи должны красоваться идентифицированы по «абонентскому номеру передвижной радиотелефонной связи», то есть объединение номеру мобильного телефона, деятельность мессенджеров, осуществляющих идентификацию пользователей точно по иным данным (например, по адресу электронной почты) в случае принятия закона с 1 января 2018 лета станет незаконной.

В законопроекте особо подчеркивается индигенат «российских» мессенджеров (юридических лиц, зарегистрированных в РФ, и российских граждан) — они имеет основания самостоятельно идентифицировать пользователей (видимо, в отсутствие обязательного договора с операторами взаимоотношения) — порядок такой идентификации также может находиться установлен правительством.

Кроме того, российские мессенджеры будут обязаны оберегать данные об идентификации пользователей на территории РФ. Нежели вызвана подобная дифференциация с иностранными мессенджерами, а три , насколько она соотносится с требованиями законодательства о персональных данных, обязывающих экономить персональные данные российских граждан на серверах в России, ни с законопроекта, ни из рабочих материалов в области его принятию не следует.

Положение о блокировке обхода блокировок

Целью нового закона является «рассеивание недостаточной эффективности сложившейся с 2012 года практики блокировок» сайтов с запрещенным контентом. В пояснительной записке к законопроекту утверждается, зачем «на поисковые системы не была возложена призвание прекращать выдачу ссылок на заблокированные сайты». В дополнение того, «пользователи применяли технологии, которые направляют траффик через зарубежные серверы, анонимные прокси-сервера, частные понцы и пр.».

Для устранения таких неэффективностей законом вводятся дополнительным функция и процедуры

  1. Обязанность поисковых систем прекращать выдачу ссылок возьми заблокированные сайты. Для выполнения такой функция Роскомнадзор — согласно закону — предоставит теледоступ операторам поисковым систем к реестру ресурсов, впуск. Ant. выход к которым ограничен в России.
  2. Ограничение доступа к информационным ресурсам, предоставляющим подступы к системам, используемым для «обхода блокировок».

Правило устанавливает запрет «владельцам информационных сетей и ресурсов обеспечивать возможность их использования для доступа к сетям и ресурсам, путь к которым на территории Российской Федерации ограничен». Роскомнадзор предполагает построить «перечень информационных ресурсов и сетей, к которым ограничен проход».

В рамках проведения оперативно-розыскных либо иных аналогичных мероприятий предполагается находка лиц, обеспечивающих доступ к запрещенным ресурсам. Лица, включенные в роспись Роскомнадзора будут обязаны обеспечить соблюдение запрета для предоставление доступа пользователям в «объезд блокировки». В случае несоблюдения данной круг обязанностей Роскомнадзор принимает решение об ограничении доступа к информационной птицеловные: перевес либо ресурсу такого лица.

Введение возможности блокировки ресурсов, способствующих обходу блокировок, является одним изо первых подобных опытов в мире. Попытки аналогичного регулирования предпринимались сверху текущий момент ограниченно в основном всего-навсего в Китае, Иране и Египте. При этом, в других странах блокировки носят в основном электоральный характер и не поддержаны общенациональным регулированием.

Вдруг, новый закон вводит обязанность «поисковых систем, распространяющих в тенёта рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей в капкан Интернет» прекратить выдачу сведений об информационных ресурсах, посещение к которым в России заблокирован". Логос данной нормы понятен: ограничить выдачу ссылок возьми запрещенные ресурсы. Однако, то фактор, что ограничение касается не любых поисковых систем, а один «распространяющих рекламу», может создать некоторую расплывчатость в пределах действия обязанности.

Будет ли разглагольствовать запрет на те поисковые системы, которые далеко не распространяют рекламу, либо не распространяют ее чтобы потребителей на территории России? Следует ли сводить счеты поисковую выдачу в принципе рекламой? Действует ли ненадеванный запрет в отношении поисковых систем, распространяющих любую рекламу? Либо точию рекламу ресурсов, заблокированных в России? Формулировки принятого нового закона оставляют разливанное море вопросов на разрешение судебной и административной практике.

Равным образом новый закон отменяет ранее действующий порядок регистрации блогеров и взгляды на вещи распространения общедоступной информации блогерами, число ежедневных подписчиков которых превышает три тысячи действующих лиц (ст. 10.2 Закона Об информации, информационных технологиях и защите информации"). Существовавший перед порядок регулирования деятельности таких блогеров признан, до мнению пояснительной записки к законопроекту, «обнаружившим свою достаточность».

Ужесточение ответственности за доведение либо умасливание к самоубийству (в том числе через «группы смерти»)

Новобранец закон усилил ответственность за доведение лица вплоть до самоубийства, повысив максимальный срок лишения свободы ради данное преступление с отягчающими обстоятельствами с восьми после пятнадцати лет.


Осужденный за организация «групп смерти» «ВКонтакте» Филюша Будейкин, фото «Коммерсантъ»

В части состава преступления склонения к самоубийству «порядком уговоров, предложений, подкупа, обмана либо иным аналогичным способом», в случае, коли такое склонение повлекло самоубийство или покушение нате самоубийство, максимальный срок лишения свободы увеличен с пяти по десяти лет, при этом минимальный сроки установлен равный пяти годам. При этом, на случай если преступление повлекло самоубийство двух и более лиц — предварительно пятнадцати лет, при минимальном сроке равном в 8 планирование.

Данное ужесточение ответственности во многом поставило российское уголовное законы в данной сфере в один ряд с аналогичным регулированием в ключевых западных юрисдикциях. Примерно сказать, ответственность за аналогичное преступление в Англии ранее давно установлена в виде лишения свободы держи срок до 14 лет.

Вера о симках

Несмотря на то, как будто заключение договоров на предоставление услуг рычаги «по паспорту» было обязательным и прежде принятия законопроекта, авторами законопроекта отмечалась малоэффективность. Ant. эффективность мер и контроля со стороны государства. В пяснительной записке к законопроекту отмечалось, чего они «не приводят к улучшению ситуации и снижению нарушений в части корректного сбора сведений об абонентах (пользователях) либо — либо недопущению распространения идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения абонентских договоров».

Тоже из пояснительной записки следует, что «объединение итогам деятельности Роскомнадзора по пресечению незаконного распространения SIM-карт для территории Российской Федерации в 2016 году всем миром с МВД России проведено 819 мероприятий, изъято 28 516 SIM-карт (с них в ЦФО 10 227 шт., в СЗФО 9 168 шт., в Летающее блюдце 5 536 шт.)».


Фото «Коммерсантъ»

Воспринятый Госдумой проект предполагает, что с 1 июня 2018 лета будут усилены меры по обеспечению достоверности данных об абонентах. В этой части усиливается задание на операторов связи, которые должны экзаменовать достоверность данных об абонентах и прекращать оказания услуг связи абонентам, достоверность сведений о которых безграмотный подтверждена.

Для такой проверки операторам обеспечен проход, в том числе, к информационным системам государственных органов. Соответственно запросу от органа, осуществляющего плодотворно-розыскную деятельность или Роскомандзора оператор обязан сорвать оказание услуг абоненту, если в течение 15 суток невыгодный было подтверждено соответствие персональных данных пользователя сведениям, указанным в договоре об оказании услуг узы.

Дополнительные обязанности предусмотрены для абонентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — они должны давать оператору связи сведения о лицах, которые являются фактическими пользователями услуг своя рука по заключенным с таким лицом договорам (за примером далеко ходить не нужно, сотрудники юридического лица). Согласия конечных пользователей держи передачу таких данных оператору в данном случае отнюдь не требуется.

Интересно, что данные требования маловыгодный распространяются на договоры, заключаемые после правилам о государственных и муниципальных закупках, а и закупках в компаниях с государственным участием. Билль также закрепил возможность заключения договоров оказания услуг своя рука через Интернет с использованием электронной подписи.

Основание о запрете продажи алкоголя в интернете

Законопроектом, какой-никакой «будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, где-то как обеспечит более эффективное применение особых требований к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции», вносятся изменения в право, регулирующее оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, возбраняется продажа алкогольной продукции, а также спиртосодержащей трофический продукции, этилового спирта и ограниченной в обороте спиртосодержащей непищевой продукции дистанционным способом.

В случае окончательного принятия законопроекта с 1 октября 2017 годы. Информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом эдакий продукции станет запрещенной к распространению в Российской Федерации держи основании закона об информации, информационных технологиях и защите информации со всеми вытекающими последствиями, в часть числе возможностью блокировки сайтов-нарушителей.

Закон о доступе к корпоративной информации

Изменения в законы о хозяйственных обществах сделали более комплексным установка вопросов получения акционерами и участниками обществ доступа к корпоративной информации. До этих пор в акционерных обществах действовал достаточно простой способ доступа: все акционеры имели право доступа к основных корпоративным документам, хранящимся в обществе, а акционеры, обладающие в совокупности 25%, имели льгота доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседания коллективного исполнительного органа.

Сию минуту, ряд документов стал доступен только владельцам 1% акций (в частности, сообщение о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, труды (научного общества) заседаний совета директоров, отчеты оценщиков об оценки имущества, являющегося предметом крупной торговые связи либо сделки с заинтересованностью).

В свою очередность, акционеры, владеющие 25% акций, для получения доступа к корпоративной информации должны адресовать «деловую цель» такого доступа, так есть «законный интерес акционера в получении сведений, которые предвзято необходимы и достаточны для реализации прав акционера».

Новешенький закон устанавливает, что деловая цель не хватит считаться разумной, в частности, если общество обладает сведениями «о недобросовестности акционера» либо благо акционер или аффилированное с ним лицо является конкурентом общества, а запрашиваемый оригинал содержит в себе конфиденциальную информацию, относящуюся к конкурентной сфере, и ее обращение может причинить обществу вред.

Отсутствие указания получай деловую цель либо ее неразумность, а одинаково доступность запрошенной информации в свободном доступе либо тавтологический запрос информации в течение трех лет названы одними с случаев, при которых в предоставлении доступа к корпоративной информации может водиться отказано.

Закон о телемедицине

Законопроект, вносящий изменения по мнению вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, направлен получи регулирование осуществления медицинской помощи с использованием «телемедицинских технологий», через которых, согласно терминологии законопроекта, обеспечивается дистанционное согласование медицинских работников с пациентами, а также промежду собой, документирование их действий при проведении консилиумов, консультаций и дистанционного медицинского наблюдения после состоянием здоровья пациентов.

Законопроект предполагает средство осуществления медицинского документооборота в электронной форме (возле помощи электронных документов, а не дистанционно — «Роем!») с использованием медицинскими работниками усиленной квалифицированной электронной подписи. Электронно (бог) велел будет получать рецепты на лекарственные препараты, медицинские документы, отражающие сбережение здоровья пациентов, медицинские справки и заключения.

Медицинская содействие с использованием телемедицинских технологий будет оказываться пациентам с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемой около функционировании портала государственных услуг.

10 ситуаций, в которых телемедицина склифосовский необходима

Применение телемедицинских технологий ограничено целями профилактики, сбора и анализа жалоб, оценки эффективности лечения, медицинского наблюдения и принятия решения о необходимости очного приема. Подле этом, дистанционное наблюдение за состоянием здоровья думается только после очного приема. Для обеспечения функционирования налаженность оказания медицинских услуг в электронной форме получай федеральном уровне будет создана единая информационная режим здравоохранения.

Закон о запрете экстремистам учреждать СМИ

21 июля в третьем чтении вот и все был принят законопроект, вносящий изменения в принцип о средствах массовой информации. Несмотря на в таком случае, что основной массив изменений носит технический, уточняющий настойчивость, главным образом, в отношении процедуры регистрации и внесения изменений в информация в реестр средств массовой информации, признания регистрации СМИ недействительной и исключения СМИ с реестра, им также внесены изменения в части требований к учредителям и главным редакторам СМИ.

Не полагается. Ant. разрешается выступать в качестве учредителя или главного редактора СМИ гражданам, отбывающим легкое в местах лишения свободы либо имеющим последствие за совершение преступлений с использованием средств массовой информации река информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе, бредень «Интернет»), а также из-за совершение преступлений, связанных с экстремизмом.

Введены спрос к выходным данным сетевых изданий (как отмечается в пояснительной записке к законопроекту: сие «позволит Роскомнадзору, а также иным государственным органам и органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим и физическим лицам динамично отвечать на распространение деструктивной информации на сайтах сетевых изданий, ввиду контактные данные (наименование, учредитель, номер телефона и проч.) будут размещены в открытом доступе для их официальных сайтах».

Источник: roem.ru